Реставрация садовой скульптуры
Реставрация садовой скульптуры
Садовая скульптура – чудесная возможность добавить саду индивидуальности и обаяния. Гармонирующая с общим стилем участка, сделанная из наиболее подходящего именно для этого сада материала, установленная с учетом несложных разумных требований ландшафтного дизайна, садовая скульптура станет подлинным украшением сада, демонстрирующим великолепный вкус, чувство стиля и индивидуальность его хозяев.
История садовой скульптуры началась много веков назад, когда на Востоке появилась традиция ставить у входа в дом символические фигуры, призванные охранять вход в жилище от злых духов. В Древней Греции и Риме статуи богов и героев украшали сады знати. В России обычай украшать сады скульптурами ввел Петр I, установив в Летнем саду в Санкт-Петербурге для просвещения дворянства более сотни специально привезенных из Италии скульптур, изображающих античных богов, различные аллегории и римских императоров. Следуя этому образцу, многие дворяне устанавливали у себя в усадьбах скульптуру в античном стиле. В наши дни садовая скульптура широко используется в ландшафтном дизайне.
Любая садовая скульптура в Средней полосе России (кроме топиарных фигур, за которыми ухаживают как за обычными растениями) требует укрытия на зиму и специальных обработок от грибка и других разрушающих факторов. При покупке садовой скульптуры из того или иного материала следует обязательно поинтересоваться нюансами ухода.
Необходимо помнить, что садовая скульптура неминуемо будет притягивать взгляды, и за ее внешним видом необходимо тщательно следить. Но, к сожалению, даже правильный уход, не может предотвратить естественный износ. Цвета выгорают, краска облупливается, появляются сколы и трещины, часто через несколько лет садовая фигура теряет свои внешний вид и привлекательность. Перед хозяином сада встает вопрос о покупке новых его обитателей, но при этом многим не хочется расставаться с полюбившимися скульптурами. Ниже мы рассмотрим, как можно от реставрировать старые садовые скульптуры.
Первый шаг: необходимо тщательно осмотреть, вымыть от загрязнений (кроме фигур из гипса, их нужно протереть чуть влажной тряпкой или очистить щеткой). Мыть нужно шероховатой поверхностью губки с моющими средствами.
Второй шаг: после того как вымытые фигуры просохнут, нужно ошкурить остатки старого покрытия, замазать щели, склеить отколовшиеся части. Ошкуривать лучше всего наждачной бумагой размерами зерна от Р40 до Р220 и шлифовальные губками, они бывают трех видов: с покрытием на четырех, двух и одной гранях. Самые удобные размеры Р60, Р120, Р180. Губки удобны тем, что с их помощью можно обработать труднодоступные места, а так же округлости.
Заделывать трещины лучше всего жидкими гвоздями. Заполнив трещину жидкими гвоздями, убрав излишки сухой тряпкой, необходимо дать им просохнуть в течение суток. Если трещина больше 1см или есть большие сколы их можно будет исправить с помощью монтажной пены. Трещины необходимо заполнить пеной, помня, что она сильно расширяется. После того как пена застынет аккуратно срезам канцелярным ножом и подравнять поверхность шлифовальной губкой. Сверху покрыть жидкими гвоздями тонким слоем, тем самым выравнивая поверхность. Оставляем на просушку на 6-12 часов. После полного высыхания отшлифовываем поверхность.
Так же с помощью пены можно восстановить отколотые части. Также как и описано ранее, заполняем место скола пеной до нужного объема. После высыхания вырезаем недостающую часть (в большинстве случаев это углы, отколотые уши, пальцы и д.р.). Вырезать нужно путем отсекания лишнего, сначала вывести грубую форму, а потом только окончательную форму. Дальше покрываем выравнивающим слоем из жидких гвоздей, даем просохнуть, шлифуем.
Склеивать разбитые части можно супер клеем, клеем кристалл, жидкими гвоздями и эпоксидной смолой (не забудьте зафиксировать на сутки), гипсовые фигуры склеивают при помощи клея пва или раствора гипса, изднлия из керамики клеятся ПВА.
Третий шаг. Когда целостность скульптуры восстановлена, можно переходить к покраске.
Самыми удобными для окрашивания это акриловые краски на водной основе. Лучше всего применять художественные акриловые краски различных марок (гамма, сонет, деколор и др.) По объему они тоже бывают разными. Лучше всего покупать объемом 100 мл. При покупке не надо покупать огромное количество цветов, достаточно основных (зеленый, желтый, красный, синий, белый, черный, фиолетовый, золото и серебро). Белую краску необходимо купить в два раза большего объема, чем остальные краски, так как он зачастую идет первым слоем – грунтом. Золото и серебро возьмите в небольшом количестве.
Кисти лучше использовать плоские синтетические, они должны быть достаточно упругими и в тоже время мягкими. Также Вам понадобится несколько круглых мягких кистей – колонок или белка (белка более дорогостоящая). У Вас в арсенале должны быть плоские кисти следующих размеров №1,3,5,10 и круглые №3, 6, 10. Так же Вам понадобятся чистая ткань и палитра белого цвета (предварительно оберните палитру пищевой пленкой), емкость для ополаскивания кистей.
Самое главное при работе с акриловыми красками необходимо помнить, что он быстро сохнет и практически не смывается с кистей. Поэтому во время работы убирайте излишки краски тканью и периодически промывайте кисти , а после окончания работы промойте с хозяйственным мылом.
Перед тем как покрывать изделие необходимо учесть свойства поверхности. Для керамических поверхностей раствор краски должен быть более жидким, для полиуретана и пластика ближе к состоянию кефира.
Покрывать фигурки в большинстве случаев необходимо покрывать на два раза и что бы ни ошибиться с цветом, заранее намешайте нужный тон в достаточном количестве. Даже если у Вас останется излишки, их можно будет перелить в закрывающуюся емкость и использовать позже. Между покрытием слоев должно пройти 2-3 часа.
Во многих случаях необходимо сначала покрыть скульптуру светлым тоном, для того что бы в последствии перекрыть старый темный тон. Краска для этого разводится на 15% процентов жижи чем для основного покрытия. Для окрашивания лица смешивайте белу, красную и желтую краску подбирая необходимый оттенок. Щеки покройте телесной краской с добавление розового цвета. Нос должен быть немного темнее, чем остальное лицо. Бороду в складках оттенить светло-серым. На зрачках глаз поставить белый отблеск, это предаст им живость и реалистичность. Глаза можно подвести тонкой линией черного цвета и нарисовать ресницы, круглой кистью №1. При росписи глаз попытайтесь максимально приблизится к оригиналу. При раскраске избегайте сильно кричащих цветов, не стоит так же сильно нагружать обилием цветов. В скульптуре не должно быть много ярких деталей, достаточно одной или двух, иначе ее зрительный образ распадется на отдельные части.
Чем тщательнее будут подобраны цвета по сочетанию, тем гармоничнее скульптуры буду смотреться в сочетании с садом.
Эффектно смотрятся такие элементы как покрытые золотом пряжки, пуговицы, посеребренные фонари, позолоченные цветы и многие другие детали. Сколы прокрасьте и захватите внутреннюю видимую часть, это поможет скрыть недостатки.
При раскраске животных нужно придерживаться реалистичности. Не покрывайте шкурку животного одним тоном, сначала нанесите основной тон, затем широкими масками нанесите второй и третий тон немного отличающиеся по цвету и светлоте, это поможет приблизить облик к более реалистичному.
Иголки у ежей, носы, когти животных и пуговицы лучше всего покрывать сначала черным цветом, а потом жидко разведенным серебром. Это даст эффект перелива. Уши покрываются обычно нежно розовым цветом и посередине с несколькими яркими мазками более темного цвета. Губы на два тона ярче, чем уши.
Расписывая грибы, яблоки, цветы, траву сначала просмотрите фотографии оригиналов, это поможет Вам более четко представить конечное изделие. Помните, трава не бывает чисто зеленая, используйте различные оттенки зеленого, желтого, коричневого. В нижней части все детали более темные, а верхней – светлые. Так мухомор снизу испачкан в земле и его ножка практически зеленая до одной трети зелено-серая. А складки серо-желтые. Цветы тоже в основании более темные, а на концах наиболее яркие. Края лепестков можно оттенить золотом или серебром. Для придания фактуры можно сделать несколько мазков по направлению формы полусухой кистью. Можно также расписать часть поверхности узорами имитирующие кружева, ткань и др.
Акриловые краски должны просохнуть в течение суток. По окончанию работ вымойте кисти с хозяйственным мылом, предварительно протереть их тканью снимая остатки краски. Снимите с палитры пищевую пленку.
Четвертый шаг: последним этапом покрываем готовые фигурки акриловым лаком, на два раза с промежутком 12 часов, при комнатной температуре. Лак бывает разный – матовый, глянцевый, под кисть и аэрозольный. Аэрозольный лак более дорогостоящий и имеет смысл использовать для покрытия труднодоступных мест.
Лак под кисть достаточно хорошо ложится и имеет хорошую покрываемость. Самое главное в нанесении кистью лака это тонкость слоя, если слой будет сильно толстым, он при высыхании помутнеет и приобретает белый налет. После высыхания лака, скульптуры можно считать готовыми, их можно будет расставить по саду через двое суток.
Применение садовой скульптуры в современном частном саду должно быть бережным и взвешенным. Не следует забывать о чувстве меры. В небольшом пространстве современного сада, где каждая деталь должна быть на своем месте, зачастую стоит использовать кота, а не льва, как бы шикарно и грозно тот не выглядел. Скульптура, элемент тесно связанный с остальным наполнением сада – деревьями, кустарниками, цветами, дорожками и площадками, садовыми строениями, водными элементами. Она призвана, не просто украсить сад, но и подчеркнуть и усилить композиции, состоящие из этих элементов. Важно не только ее содержание, но и место установки.